«Куда бы я ни шел, я всегда шел на север». Часть номер 0: «О транспорте разном замолвите слово».

Вообще, здесь должен был быть отчет о поездке, но я решил начать с части про «потрындеть». В этом году я по сути пересел с мотоцикла в машину: когда-то ,много лет назад, я писал, что как только меня перестанет штырить от каждой поездки — я спешусь с мотоциклов. Видимо все к этому и идет…точнее, я , кажется, уже.

На мотоциклах я накатал никак не менее 100к км — не возьмусь назвать себя опытным мотоциклистом, но, полагаю, поездившим меня назвать можно. А вот с тачками все только начинается.

Так получилось, что первым летним авто-дальняком оказался знакомый маршрут, а точнее — компиляция из ранее пройденных и отложенных северных ниток. Помимо приятного северного испепеляющего солнца прохладного ветерка и красивых красивостей бонусом появилась возможность сравнить два транспорта в лоб в одних и тех же условиях.

Я заранее хочу сказать, что я вряд ли приду к какому-то итогу «кто круче», да и цели сравнить мягкое с теплым не имею от слова совсем — просто у меня накопилось некоторое количество соображений и я решил ими поделиться. В конце концов, чем дальше — тем больше я прихожу к выводу, что в текущих реалиях все, на чем я езжу за пределами Москвы — прежде всего верные кони/пони для путешествий и уже потом — источник чего-то другого. Итак, надевайте шапочки из фольги — капитан Очевидность начинает вещание.

Практичность — первое, на что давят люди, далекие от мото-темы, говоря что-нибудь вида «охота тебе мокнуть под дождем» или «ездил бы как белый человек с кондиционером». Да, авто-штуки заточенные на комфорт весьма заметны, но киллер-фичей автомобиля я бы их не назвал — мототуристы шустро привыкают к особенностям погоды и адаптируются к условиям. Обратная сторона комфорта — стены по всему периметру и, как следствие — себя в пространстве ты ощущаешь уже не так: ты не погружен во весь этот ландшафт, а изолирован от него. Эффект присутствия, конечно, сохраняется, но заметно теряет в силе. Хочешь выйти на улицу — открой дверь. Кажется, что мелочь, но на самом деле — нет. К слову, что-то похожее было с водяным GSA: ты, вроде как, все еще едешь на мотоцикле, но уже чувствуешь дисконнект в некоторых местах из-за меньшего количества преодолений.

Возможность утащить с собой кучу барахла — фича хоть и полезная, но порождающая эффект рюкзака: чем он больше, тем больше ты везешь лишнего. Вот, например: нахрена мне стул и стол — 10 лет без них ездил же? Ну, дык, влезает же и с ними удобно — чего бы не взять. Как и еще много чего, что плохо лежит в гараже.

Про пробки, разумеется. Так получилось, что по городу я езжу только на общественном транспорте, поэтому первые месяца 3-4 с пробками не сталкивался(начал водить зимой), а потом жахнул дачный сезон и началось…но ожидания попоболи не оправдались — в целом, надо сказать, +/- пофиг: если ты никуда не торопишься, то будешь ли ты пробираться, медленно запекаясь в экипе или стоять, но охлажденным — разница не велика, задалбывает примерно одинаково просто разными способами. Ну ок, на мотоцикле я еще ездил по обочине, а на пикапе — напротив таких ездунов(исключительно четырехколесных) временами отжимаю.

Многие говорят, что машина безопаснее и наверно это действительно так, но тут вот какое дело: когда 2 тонны металла вдруг меняют траекторию и далее скользят боком, а фура — вот она, руку протяни — образуется ровно такие же опасения выпилиться, что и в процессе скольжения в обнимку с мотоциклом в непосредственной близости от +/ такой же фуры. Что характерно, в такие моменты ты последнюю очередь думаешь о том, сколько у тебя вокруг защищающего, как хорошо твой автомобиль показал себя на краштестах, какие у тебя пиздатые дуги и прочем — кирпичи одинаковые, вся разница только в том, снимаешь ли ты шлем прежде, чем нервно закурить. Теорию вероятности не наебешь и если случается жопа — весь вопрос в том, какой билетик тебе достался на этот раз.
Аналогично с ситуациями вида «во пронесло» — вброс адреналина ничуть не хуже мотоциклетного. Разве, что есть возможность разом причислить к лику седых большее количество людей. 🙂 Кстати, жестить за рулем машины мне не хочется от слова совсем. И это не только и не столько из-за гораздо более скромной динамики. Не знаю, ответственность перед соседями по дороге, может быть?

Первое действительно важное различие, как мне кажется, заключается в том, что мотоцикл — штука эгоистичная(для одного человека, который за рулем), а автомобиль — нет(ну или хотя бы не в первую очередь). Да, можно долго говорить про то, как круто ездить на мотоцикле с пассажиром, но…нет. Однажды ты приходишь к тому, что всё кроме тебя(включая багаж) — балласт(пусть и драгоценный), который превращает мотоцикл во что-то желеобразное с сомнительной динамикой(даже если мотора и подвески с запасом хватит на пятерых), а даже если не превращает — является сдерживающим фактором и банально меняет ощущение от езды, не давая остаться наедине с собой(не уверен, что это действительно нужно, но в какой-то момент для меня это стало атрибутом мотоциклизма). Иногда — без проблем, но постоянно — точно нет.

На тачке же(если мы не рассматриваем двухместный пикап или 911 c полкой для сумочки вместо заднего ряда) разумный максимум для дальняка — четверо. И если на коротких перегонах в 1-2 дня — это совсем не парит, то на вторую неделю поездки, я столкнулся с дефицитом того самого «наедине с собой», что и на мотоцикле — не смотря на мое исключительно положительное отношение к пассажирам, я был весьма рад тем моментам, когда все вырубались и можно переключиться на свой канал.
Хотя бывают и обратные ситуации — садишься в тачку с человеком, вы зацепляетесь и трещите часов так 6. Например, ровно так я недавно ехал на Селигер — сто лет не виделись, было о чем поговорить и всю дорогу туда мы трещали без умолку. И тут все наоборот — никакие моднейшие интеркомы не дадут такого эффекта.
Вообщем, если вам нужно реализовать свою мизантропию и провести выходные в одиночестве — автомобиль справится не хуже мотоцикла(разве что «он так классно рулится, когда я еду один» уже не будет аргументом для желающих присоединиться :)), при этом обратное тоже не будет проблемой — вне зависимости от количества(и наличия) людей в салоне дорога в какой-то момент тебя всасывает и ты впадаешь в маршрутный транс.

Любой человек, который хотя бы косвенно соприкасался с мототемой, наверняка слышал фразу «4 колеса возят жопу, а 2 — душу». Вообще, я тоже долгое время исповедовал такой взгляд(хоть и не в такой радикальной формулировке — саму фразу я сильно недолюбливаю) и даже имел некоторую фобию на тему того, что «я сейчас вывалю лопату денег, а относиться к этому буду как к самоходной телеге…может не надо?», но практика показывает обратное: любимая четырехколесная зверушка не менее близка владельцу относительно двухколесной. Конечно, при условии, что вы купили тачку, которая вам действительно нравится. Если нет — нуу…может и правда не надо?

Продолжение предыдущей мысли — езда ради езды. В смысле, ты такой вышел, сел и поехал не с целью попасть из пункта «А» в пункт «Б», а просто чтобы ехать. Не важно где и куда — просто едешь и тебя прет от самого процесса. Мот в качестве транспорта тупо для доездинга использовался мною крайне редко(разве что — на обратных дорогах из дальняков), а вот то, что на тачке тоже будет переть — оказалось приятным сюрпризом, вдвойне приятным — что это не прошло за первые полгода — есть шансы, что это надолго.
А есть еще этакий…не знаю, как объяснить…эффект восстановления баланса, что ли. Мотоциклетные эксперты хрома и бахромы называют это «дорога лечит». Ну, то есть, нашла на тебя какая-нибудь грусть/печаль или просто — сел, прохватил часов 5(день, три недели — дозировка зависит от ситуации) в седле и все как рукой сняло — из гаража идешь другим человеком. До сих пор не понимаю, как это работает. Но зато теперь уверен в другом — пофигу на чем ехать, важен процесс.

Что там осталось? Про бабло — тут все было заранее понятно: подготовленный для поездок без фанатизма авто-экспедиционник будет стоить примерно в два раза дороже мотоцикла, запиленного под аналогичные цели.

Про оффроуд — я не настоящий джипер и вряд ли им стану в ближайшее время: все мои мысли о «пойти по стопам очкарика и закорчевать какую-нибудь абстрактную Фронтеру»(зеленую, ЕВПОЧЯ) скорее всего быстро разобьются о реальность в виде «купи еще один гараж, только теперь теплый и с ямой», а корчевать машинку для дальняков мне совсем не хочется(хотя, говорят, что со временем грань между «готовить» и «корчевать» затирается).
Отвлекся. Пока мне видится, что оффроуд на тачке и проще и сложней. С одной стороны — ты не так склонен к падениям и движение не требует от тебя постоянной физухи(что тащем-то, совсем неплохо, но местами переходит в терминальную стадию вида «мы на руках протащили гирю весом в 250 кг через болото»), но с другой ты тяжелее, менее проходим в плане геометрии, а цена ошибки заметно выше: если ты встрял — готовь лопату/хайджек/лебедку/etc . Но это не точно.

Последнее и, наверно, самое главное — всесезонность: когда выясняется, что ты можешь ехать туда, куда тебе вздумается, в любое время, а не только при около-плюсовой температуре — зима становится просто другим сезоном и, надо сказать, это очень круто. Никогда не думал, что буду ждать зиму, как время для дальняка.
Мне вот в этом контексте еще вот такое интересно: если бы я, скажем, сел за руль весной, а не зимой — эффект был бы тем же или же сработало что-нибудь вида «никаких автомобилей до осени, у меня тут мото-сезон»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *