Про то, как мы чухломить ездили. Часть 1.

Предисловие.
Есть такое место на карте РФ - Чухлома. Хотя нет, давайте не так. Есть такое мероприятие в мире авто-оффроуда - Полная Чухлома, которое из года в год проводится в Костромской области. Это не бессмысленное-беспощадное трамвай-трофи и не гонка по пересеченке, это краеведческая экспедиция(в процессе которой люди делают полезные дела) в край ебеней, бездорожья, брошенных деревень, разрушенных мостов, чудом сохранившихся теремов, старых кладбищ и прочих чудес, которые в наше время встречаются всё реже. Регистрация на ПЧ открывается за 2 месяца до старта, а максимальное количество участников набирается за считанные минуты, благодаря чему, конкурс среди желающих сравним с ведущими ВУЗами. Наклейки "Полная Чухлома" на автомобилях зачастую означают, что автомобиль в своей жизни повидал некоторое дерьмо и нередко вызывают уважение у людей в теме, но если вдруг на момент продажи они не будут убраны - имеют все шансы стать причиной для торга на пару сотен тысяч рублей. 🙂

Желание поехать на ПЧ меня посетило ещё в 2018-м, годом позже я вяло попробовал реализоваться задуманное, но тогда Хай был практически лишен средств самоспасения, а предполагаемая команда знакомых на джимниках весьма здраво заключила, что пятиметровое чудовище без лебедки и блоков будет для них неподъёмным якорем. В то же самое время ходили упорные слухи о том, что летом(а ПЧ проводится в ноябре) там всё гораздо лайтовее и, если повезёт с малым количеством дождей накануне - можно отделаться малой кровью. Звучало весьма заманчиво.

Где-то весной я понял, что пора, бросил клич среди друзей и знакомых с целью найти ещё одну машину, потом бросил ещё один в Инсте дабы найти штурмана. В обоих случаях я даже нашел желающих, но, как это часто бывает количество заявившихся и количество поехавших в итоге сильно отличалось и составляло примерно 6 против 2(в этот раз для некоторых участников внесла свои коррективы корона). В какой-то момент я вообще на полном серьёзе собирался ехать один, но в итоге штурман таки нашелся(пусть и совершенно без опыта на момент старта, но никаких неудобств это не вызвало) и мы поехали одной машиной. Т.к. не было совершенно никакого понимания на предмет того, к чему готовиться, стандартный комплект на всякий случай пополнился дополнительным тросом, хайджеком(с расширителем и зацепом под колесо) и прочей мелочевкой. Недели 3 перед стартом в свободное время я изучал карты и легенды с ПЧ предыдущих лет, срисовывая с них треки и точки, дабы потом всё это сохранить в Locus`е. Время летело быстро, в назначенный день мы погрузились и помчали.

В целом, дорога не была чем-то особо примечательной. Где-то на границе Московской области с нами случился завтрак, в Переславле мы встали в мёртвую пробку, объездуля через грунт эффекта не принесла т.ч. мы ушли на крюк через Кинешму, где мне пришлось по телефону сменеджить спасательную операцию в Москве, мы качественно закупились бухлишком(а на сдачу докинули в ящик еды) и продолжили движение в сторону Неи. В процессе движения в воооот такой ямище я ударом перебил заднюю проводку ABS, но и это нам никак не помешало(а местами и вовсе стало лучше). В Кадые мы встали на ночевку, немедленно запостили нафотканное за день, выпили алкоголя и постановили, что утром приступим к самому интересному.

День 1. Окрестности Неи.
В целом, вся наша карта укладывалась в четырёхугольник Кадый - Нея - Чухлома - Галич. При изучении карт я срисовывал все найденные треки, точки на которых казались мне интересными, но, учитывая размер экипажа, ставка была всё же на зелено-желтые куски. После завтрака мы выходим на маршрут.


В качестве разминки мы взяли две церкви(в не самом плохом сохране, к слову), потом мимокрокодильнули какой-то резной дом в кустах, грунтовкой приехали в Нею, минуя огромную ВЧ, заехали на останки водозаборной(судя по всему) станции и поползли на первую точку, которая казалась(и оказалась) интересной - останки нейской ГЭС.

Здесь в 1947-м местные жители, прознав о планах электрификации СССР проявили самодеятельность и...сделали ГЭС своими руками. Да, небольшую(30 кВт), с деревянной турбиной, но всесоюзная электрификация пришла сюда лишь в 1963-м, а до этого момента их рукотворная ГЭС выполняла свои непосредственные обязанности. Сейчас о ней напоминает только место бывшей плотины(бетонное усиление берега и небольшой порог) и насыпь, перекрывающая второе русло. Дорога туда не вызвала каких-либо проблем, разве что были вопросы к тому, пролезет ли пикап по геометрии через овраг, но немного понижайки сделали своё дело.

На обратном пути прокатились по самой Нее. Приятный городок, но нам пора двигаться дальше. Едем в Номжу. Те, кто давно меня знают, знают, что я рос на УЖД(в народе - узкоколейка) и теперь в связи с этим у меня УЖД головного мозга, а их(УЖД) осталось совсем немного т.ч. я на всякий случай стараюсь посетить все встречные при первой же возможности т.к. второго шанса может не быть. В Номже действующее(уже не факт, но выглядело заснувшим, а не отъехавшим в мир иной) торфопредприятие, станция перегрузки на большую колею, склад ГСМ и депо. Всё, как в детстве, короче. Залипли там часа на 3: лазали по вагонам, станции и окрестностям, шастали по запасным путям, искали подъезды(а потом - подходы) к депо. И в итоге нашли. Локация просто 10 из 10.



Дела не ждут: вечереет, пересекаем большую ЖД-колею и уходим в лес. Наша цель - грунтовая врезка на посёлок Коммунар, в окрестностях которого нам бы заночевать. Вообще-то, туда можно приехать по асфальту, но зачем асфальт, когда есть желтый(средней сложности) трек? Ещё один нюанс: в тех краях явно прошло что-то похожее на ураган т.ч. количество поваленных деревьев превышало даже самые смелые ожидания, с моей бензопилой(на тот момент она скорее напоминала кусторез) шансов на успех было не очень много да и в любом случае, пропиливание дороги нас бы сильно задержало.



Но это впереди, а пока - колея от чего-то похожего на 35". Попытка осторожно пройти с краю довольно быстро и весьма закономерно заканчивается экспресс-курсом Касе по помощи мне в пользовании лебедкой, следующие препятствия отсматриваются/достраиваются с помощью найденных в лесу дров и проходятся уже ходами. Где-то в районе 8 вечера мы упираемся в серию завалов, выходим на объездулю дабы подобраться к реке и изучить её на предмет варианта для ночлега, но и там терпим фиаско из-за завала, после чего принимаем решение разворачиваться и выходить на точку с другой стороны.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *