Вообще, здесь должен был быть отчет о поездке, но я решил начать с части про "потрындеть". В этом году я по сути пересел с мотоцикла в машину: когда-то ,много лет назад, я писал, что как только меня перестанет штырить от каждой поездки - я спешусь с мотоциклов. Видимо все к этому и идет...точнее, я , кажется, уже.
На мотоциклах я накатал никак не менее 100к км - не возьмусь назвать себя опытным мотоциклистом, но, полагаю, поездившим меня назвать можно. А вот с тачками все только начинается.
Так получилось, что первым летним авто-дальняком оказался знакомый маршрут, а точнее - компиляция из ранее пройденных и отложенных северных ниток. Помимо приятного северного испепеляющего солнца прохладного ветерка и красивых красивостей бонусом появилась возможность сравнить два транспорта в лоб в одних и тех же условиях.
Я заранее хочу сказать, что я вряд ли приду к какому-то итогу "кто круче", да и цели сравнить мягкое с теплым не имею от слова совсем - просто у меня накопилось некоторое количество соображений и я решил ими поделиться. В конце концов, чем дальше - тем больше я прихожу к выводу, что в текущих реалиях все, на чем я езжу за пределами Москвы - прежде всего верные кони/пони для путешествий и уже потом - источник чего-то другого. Итак, надевайте шапочки из фольги - капитан Очевидность начинает вещание.
Практичность - первое, на что давят люди, далекие от мото-темы, говоря что-нибудь вида "охота тебе мокнуть под дождем" или "ездил бы как белый человек с кондиционером". Да, авто-штуки заточенные на комфорт весьма заметны, но киллер-фичей автомобиля я бы их не назвал - мототуристы шустро привыкают к особенностям погоды и адаптируются к условиям. Обратная сторона комфорта - стены по всему периметру и, как следствие - себя в пространстве ты ощущаешь уже не так: ты не погружен во весь этот ландшафт, а изолирован от него. Эффект присутствия, конечно, сохраняется, но заметно теряет в силе. Хочешь выйти на улицу - открой дверь. Кажется, что мелочь, но на самом деле - нет. К слову, что-то похожее было с водяным GSA: ты, вроде как, все еще едешь на мотоцикле, но уже чувствуешь дисконнект в некоторых местах из-за меньшего количества преодолений.
Возможность утащить с собой кучу барахла - фича хоть и полезная, но порождающая эффект рюкзака: чем он больше, тем больше ты везешь лишнего. Вот, например: нахрена мне стул и стол - 10 лет без них ездил же? Ну, дык, влезает же и с ними удобно - чего бы не взять. Как и еще много чего, что плохо лежит в гараже.
Про пробки, разумеется. Так получилось, что по городу я езжу только на общественном транспорте, поэтому первые месяца 3-4 с пробками не сталкивался(начал водить зимой), а потом жахнул дачный сезон и началось...но ожидания попоболи не оправдались - в целом, надо сказать, +/- пофиг: если ты никуда не торопишься, то будешь ли ты пробираться, медленно запекаясь в экипе или стоять, но охлажденным - разница не велика, задалбывает примерно одинаково просто разными способами. Ну ок, на мотоцикле я еще ездил по обочине, а на пикапе - напротив таких ездунов(исключительно четырехколесных) временами отжимаю.
Многие говорят, что машина безопаснее и наверно это действительно так, но тут вот какое дело: когда 2 тонны металла вдруг меняют траекторию и далее скользят боком, а фура - вот она, руку протяни - образуется ровно такие же опасения выпилиться, что и в процессе скольжения в обнимку с мотоциклом в непосредственной близости от +/ такой же фуры. Что характерно, в такие моменты ты последнюю очередь думаешь о том, сколько у тебя вокруг защищающего, как хорошо твой автомобиль показал себя на краштестах, какие у тебя пиздатые дуги и прочем - кирпичи одинаковые, вся разница только в том, снимаешь ли ты шлем прежде, чем нервно закурить. Теорию вероятности не наебешь и если случается жопа - весь вопрос в том, какой билетик тебе достался на этот раз.
Аналогично с ситуациями вида "во пронесло" - вброс адреналина ничуть не хуже мотоциклетного. Разве, что есть возможность разом причислить к лику седых большее количество людей. 🙂 Кстати, жестить за рулем машины мне не хочется от слова совсем. И это не только и не столько из-за гораздо более скромной динамики. Не знаю, ответственность перед соседями по дороге, может быть?
Первое действительно важное различие, как мне кажется, заключается в том, что мотоцикл - штука эгоистичная(для одного человека, который за рулем), а автомобиль - нет(ну или хотя бы не в первую очередь). Да, можно долго говорить про то, как круто ездить на мотоцикле с пассажиром, но...нет. Однажды ты приходишь к тому, что всё кроме тебя(включая багаж) - балласт(пусть и драгоценный), который превращает мотоцикл во что-то желеобразное с сомнительной динамикой(даже если мотора и подвески с запасом хватит на пятерых), а даже если не превращает - является сдерживающим фактором и банально меняет ощущение от езды, не давая остаться наедине с собой(не уверен, что это действительно нужно, но в какой-то момент для меня это стало атрибутом мотоциклизма). Иногда - без проблем, но постоянно - точно нет.
На тачке же(если мы не рассматриваем двухместный пикап или 911 c полкой для сумочки вместо заднего ряда) разумный максимум для дальняка - четверо. И если на коротких перегонах в 1-2 дня - это совсем не парит, то на вторую неделю поездки, я столкнулся с дефицитом того самого "наедине с собой", что и на мотоцикле - не смотря на мое исключительно положительное отношение к пассажирам, я был весьма рад тем моментам, когда все вырубались и можно переключиться на свой канал.
Хотя бывают и обратные ситуации - садишься в тачку с человеком, вы зацепляетесь и трещите часов так 6. Например, ровно так я недавно ехал на Селигер - сто лет не виделись, было о чем поговорить и всю дорогу туда мы трещали без умолку. И тут все наоборот - никакие моднейшие интеркомы не дадут такого эффекта.
Вообщем, если вам нужно реализовать свою мизантропию и провести выходные в одиночестве - автомобиль справится не хуже мотоцикла(разве что "он так классно рулится, когда я еду один" уже не будет аргументом для желающих присоединиться :)), при этом обратное тоже не будет проблемой - вне зависимости от количества(и наличия) людей в салоне дорога в какой-то момент тебя всасывает и ты впадаешь в маршрутный транс.
Любой человек, который хотя бы косвенно соприкасался с мототемой, наверняка слышал фразу "4 колеса возят жопу, а 2 - душу". Вообще, я тоже долгое время исповедовал такой взгляд(хоть и не в такой радикальной формулировке - саму фразу я сильно недолюбливаю) и даже имел некоторую фобию на тему того, что "я сейчас вывалю лопату денег, а относиться к этому буду как к самоходной телеге...может не надо?", но практика показывает обратное: любимая четырехколесная зверушка не менее близка владельцу относительно двухколесной. Конечно, при условии, что вы купили тачку, которая вам действительно нравится. Если нет - нуу...может и правда не надо?
Продолжение предыдущей мысли - езда ради езды. В смысле, ты такой вышел, сел и поехал не с целью попасть из пункта "А" в пункт "Б", а просто чтобы ехать. Не важно где и куда - просто едешь и тебя прет от самого процесса. Мот в качестве транспорта тупо для доездинга использовался мною крайне редко(разве что - на обратных дорогах из дальняков), а вот то, что на тачке тоже будет переть - оказалось приятным сюрпризом, вдвойне приятным - что это не прошло за первые полгода - есть шансы, что это надолго.
А есть еще этакий...не знаю, как объяснить...эффект восстановления баланса, что ли. Мотоциклетные эксперты хрома и бахромы называют это "дорога лечит". Ну, то есть, нашла на тебя какая-нибудь грусть/печаль или просто - сел, прохватил часов 5(день, три недели - дозировка зависит от ситуации) в седле и все как рукой сняло - из гаража идешь другим человеком. До сих пор не понимаю, как это работает. Но зато теперь уверен в другом - пофигу на чем ехать, важен процесс.
Что там осталось? Про бабло - тут все было заранее понятно: подготовленный для поездок без фанатизма авто-экспедиционник будет стоить примерно в два раза дороже мотоцикла, запиленного под аналогичные цели.
Про оффроуд - я не настоящий джипер и вряд ли им стану в ближайшее время: все мои мысли о "пойти по стопам очкарика и закорчевать какую-нибудь абстрактную Фронтеру"(зеленую, ЕВПОЧЯ) скорее всего быстро разобьются о реальность в виде "купи еще один гараж, только теперь теплый и с ямой", а корчевать машинку для дальняков мне совсем не хочется(хотя, говорят, что со временем грань между "готовить" и "корчевать" затирается).
Отвлекся. Пока мне видится, что оффроуд на тачке и проще и сложней. С одной стороны - ты не так склонен к падениям и движение не требует от тебя постоянной физухи(что тащем-то, совсем неплохо, но местами переходит в терминальную стадию вида "мы на руках протащили гирю весом в 250 кг через болото"), но с другой ты тяжелее, менее проходим в плане геометрии, а цена ошибки заметно выше: если ты встрял - готовь лопату/хайджек/лебедку/etc . Но это не точно.
Последнее и, наверно, самое главное - всесезонность: когда выясняется, что ты можешь ехать туда, куда тебе вздумается, в любое время, а не только при около-плюсовой температуре - зима становится просто другим сезоном и, надо сказать, это очень круто. Никогда не думал, что буду ждать зиму, как время для дальняка.
Мне вот в этом контексте еще вот такое интересно: если бы я, скажем, сел за руль весной, а не зимой - эффект был бы тем же или же сработало что-нибудь вида "никаких автомобилей до осени, у меня тут мото-сезон"?