День 4. Выборг.
В прошлый раз Выборг мне очень понравился и поэтому у меня были довольно большие ожидания, связанные с ним. Но теперь во многом получилось наоборот. Утром мы обнаружили, что вместо зимы началась промозглая осень, в связи с чем, во многих местах образовался внеплановый каток, да ещё и с неба подливало(временами - весьма заметно). По такой погоде всё выглядело гораздо более грустно, чем несколько лет назад в начале осени - особенно бросалось в глаза огромное количество аварийных зданий, до которых никому нет дела - старый город буквально осыпается на землю.
Отдельно стоит упомянуть Монрепо. Сейчас вокруг него уже развернулся довольно шумный скандал, но на тот момент для всех нас это стало новостью. Издалека было видно, что ведутся какие-то ремонтные работы, на входе в парк - сообщение на эту же тему. Но окончательный масштаб бедствия стал понятен только внутри: практически вся площадь парка перекрыта-перекопана, оставлена только пара дорожек, очень много вырубок - например, выпилили аллею к китайским мостикам(мы туда попали по наставление человека с лопатой, который сказал, что если нам очень хочется - на ограждения можно забить), на самом полуострове тоже срезали часть деревьев. Авторы такого "восстановления" прикрываются самыми разными отговорками от "вернуть парк в состояние на момент создания"(в пустырь с озером посередине, видимо) до "деревья были больными, их было не спасти". Если кому-нибудь интересно - подробности здесь. Хорошо, что хоть до "дикой" части парка реставраторы не добрались, да и сам я там раньше не бывал. Было приятно побродить по снежному лесу.
Хочется верить, что в вопросе сохранения и реставрации этого города будут изменения к лучшему. Если же не касаться культурных вопросов - в этот раз ещё удалось найти весьма годный паб(Creep Pub) и повтыкать на порт - весьма индустриальненко(зеркалку к тому моменту скинул уже, к сожалению).
День 5. Выборг - Питкяранта
Следующим утром мы отправились дальше. Планы были наполеоновскими - взять по дороге четыре локации и перебраться из Выборга в Питкяранту, но успелось не всё. Для начала мы поехали на заброшенный аэродром Громово.
Потом предстояло въехать в Карелию. Я.Карты рисовали странную пробку на маршруте, как оказалось - это тот самый грейдерный кусок, по которому все очень грустно ползли. Ровно после вывески "Карелия" к нам снова вернулся асфальт.
Ленобласть
Карелия
Далее решили съехать с А-121 и посетить финскую кирху в Лумивааре - в паре с предыдущим куском, это заняло у нас больше времени, чем мы ожидали т.к. скорость на такой дороге опять-таки весьма заметно просела. Но, имхо, это того стоило - и кирха красивая и дорога к ней весьма живописна.
Ещё одной точкой должен был стать музей "Гора филина", который ранее был командным пунктом финской армии, но прикинув оставшееся время решили отложить посещение и двигать сразу в Рускеалу.
Так получилось, что за 9 лет посещений Карелии до знаменитого мраморного карьера я так ни разу и не добрался. В этот раз было решено исправить, смотреть решили в темное время. После очередного съезда с А-121 дорога сильно испортилась(говорят, что её совсем недавно ремонтировали) и легковушки частенько ехали 30-40 км/ч, а я, хоть и ехал в потоке, был весьма доволен тем, что в моем случае подвеска позволяет особо не париться на этот счет. Финишная прямая - какой-то совсем уж хреново расчищенный проезд, на котором встреча с автобусом вызывала необходимость всем встречным жаться в сугробы.
А вот после неё - совсем хорошо. Парковка большая, люди в жилетках дежурят на парковке автобусов(отдельной), дабы помогать последним, перед входом в сам парк расположено несколько довольно крупных жрален, которые весьма оперативно справляются с набегом посетителей. В общем, видно, что часть прибыли идет на обустройство, благодаря чему локация по уровню весьма близка к европейским паркам.
Внутри весьма красиво и интересно, с подсветкой и вот этим всем. Теперь есть желание вернуться в светлое время, дабы посмотреть на печи завода и итальянский карьер, которые не имеют подсветки(надеюсь - пока).
Далее была дорога в Питкяранту, где была забучен номер на базе Ладога-Фьорд, которая была знакома по предыдущему визиту. Про дорогу рассказать особо нечего - вдоль берега, много поворотов, если в кого-то уперся - это надолго. Мне, например, на часть пути досталась "буханка" Почты России, которая ехала 40-50.
День 6. Питкяранта - Великий Новгород.
Утром мы позавтракали и вознамерились взять последнюю пару точек, после чего ребята намеревались отправиться обратно в Спб, а мы - в Великий Новгород. Для начала заехали на водопад в Койриною.
Далее отправились на Белые Мосты. Изначально предполагалось, что в 13-14 часов мы уже разъедемся, но всё пошло немного не по плану. На Белые Мосты ведёт две дороги. Одна - через отворотку с А-121, вторая - через отворотку с грейдера на Суоярви. Второй вариант осложнялся довольно узким деревянным мостом, который в случае обледенения мог создать много проблем(да и в целом по воспоминаниям был более внедорожным) и его мы отмели.
На площадке около съезда вывеска про ремонт и отсутствие сквозного проезда - это не новость, она была и осенью. Что хуже - от довольно широкого грейдера очистили только одну колею. Водитель встречной машины сообщил, что дорога не очень, но место для разворота есть - решили попробовать. Миша с Яной поехали вперёд, я - следом, плюс - за нами в хвост встал попутный X1.
Пока дорога была ровной - всё было хорошо, не очень большие ямки-лужи не создавали нам особых проблем. Потом была та самая площадка для разворота(или парковки - тут уж по вкусу), за ней дорога портилась и начинался рельеф. Но мы проявили упорство, договорились, что если что - дернем Фритрак Хайлюксом и отправились дальше. Примерно через километр из рации поступает сообщение, что дальше не едем. Именно в этот момент мы пересекали довольно затяжную(благо - не особо крутую) горку. Сзади я был подперт BMW, так что решил встать там, где стоял - на спуске. Впереди дорога действительно была не особо перспективной для машинок с малым клиренсом и пешая прогулка на километр вперёд показала, что лучше не будет, а вот хуже - да.
При развороте пришлось немного по работать лопатой, потом со стороны водопада нас подпер подготовленный Starex, сообщив, что за ним ещё буханка едет(а так же то, что нам туда в таком составе точно не надо) и вся наша процессия отправилась назад. Понижайка оказалась весьма полезной в тот момент. На водопад мы в итоге пошли пешком т.к. отправляться туда на одной машине я как-то не стремился.
Ну и, тащем-то, сам водопад(и его окрестности):
Потом была дорога обратно к авто, выезд на асфальт(было уже темно, когда мы встретили Кашкай, который ехал к водопадам) и прощание с питерской частью экипажа. Нам же предстояло спуститься по берегу Ладоги до Лодейки, а оттуда - по возможности доехать до Великого Новгорода.
Первая часть дороги далась не очень быстро - множество закрытых поворотов, ямы, одна колея и эпизодическое переставление жопы(на этих самых ямах в поворотах) вынуждали ехать довольно медленно. Далее - М-18, срезка на Новгород(где под конец нас настолько накрыло снегом, что весь редкий трафик тут же осадил скорость до 20-30 км/ч дабы хоть как-то ориентироваться в пространстве), ну и собственно Новгород. Хотя, если бы не бронь - наверно имело бы смысл остановиться на подъездах, например - внезапно выяснилось, что один из попутных вариантов находится на местечковом аэродроме.
День 7. Великий Новгород - Москва.
В целом, этот день примечателен только одним. Была у меня хотелка заглянуть на берег Ильменского озера, раз уж мы не попадали на Селигер. В 2012-м мы уже бывали с Шушпанами в этой локации, так что теперь я посмотрел на карту, примерно нашел точку подъезда и мы отправились. Покрутившись в ближайшей деревне и имея намерение доехать до самого берега, я отыскал грунтовку и отправился в сторону воды. Первые несколько луж взял вброд, ещё несколько - объехал краем, а вот следующую почему-то решил объехать по полю - колея выглядела твердой. В целом, всё было весьма неплохо до момента, когда я задумался и снял ногу с газа - дальше Хай уже не поехал. Никаких полезностей на этот случай у нас с собой не было и мы отправились за трактором. С 3-4 попытки пикап таки оказался на воле и мы отправились домой.
Далее был возврат огородами на М-10, платники(внезапно узнал, что объездную вокруг Торжка запилили) и, тащем-то, дом. Так всё и было.
Большое спасибо всем причастным, как мне кажется - отлично скатались.