Хибины-2009

Вспоминая о тотальном провале прошлогоднего отпуска, я заранее решил, что в этот раз нужно собрать все свои силы, чтобы отпуск удался. Мысли о поездке в Забугорье самоустранились после оценки бюджета, а так же в связи с отсутствием заграна - значит отдыхать буду где-то внутри страны. Многочисленные предложения о том, чтобы отправиться на море были абсолютно неинтересны - так я начал искать компанию для многодневного похода, параллельно изучая возможные направления, предложения частных проводников и туроператоров. Вариантов накопилось множество - от велотуров по Карелии, до перспективы оказаться на Байкале. С последним, к сожалению, в очередной раз не сложилось, но силами коллективного разума мы решили отправиться в Хибины.
Желание уехать было настолько велико, что билеты покупались до тура. Потом было общение с ТурОпами, счастье от получения заветных бумажек, длительное ожидание...и долгожданное начало сборов. Первой птичкой "щастья" стало то, что за 12 часов до отправления температура моего тела достигла отметки 38...но, благо, этот дефект был устранён в считанные часы с помощью лошадиной порции таблеток.

Первым серьёзным испытанием стала транспортировка к славному городу Апатиты. Ехали мы плацкартом, в наглухо убитом вагоне 16го поезда. Ну и , разумеется, дело не обошлось без детей...Ооо, их ассортимент мог бы впечатлить даже человека с самыми крепкими нервами. Вообще, дети нас эпизодически приследовали все 10 дней, но об этом позже. Избежав психологических травм, мы таки доехали. Кстати, я каким-то чудом не упал с верхней полки. 🙂
Единственное, что мы знали - нас должны встретить люди с табличкой "Хибинский вояж"...встретила нас милая девушка Аня, познакомив с первой частью группы. "А где же инструктора?", подумал я, но Аня быстро внесла ясность, немало меня(да и не только меня, я полагаю) удивив, - она один из трех инструкторов, еще два - Миля и Маша ждут нас на стартовой точке маршрута. Заранее хочу сказать, что хоть в коммерческом походе я участвовал впервые, но девушкам по итогам проделанной работы нужно выдавать медали за храбрость - если вы это читаете - спасибо вам огромное!
Дождавшись следующего поезда, мы окончательно собрали группу - набралось нас 14 человек, все совершенно разные - по возрасту, подготовке, из разных городов. Был даже товарищ из Германии, который практически не говорил по-русски, но если говорил - то четко и по делу. 🙂
От Апатитов нас доставили газелькой к озеру Малый Вудъявр, где был завтрак, и раскладка на первую половину маршрута. Отведав кашки, попив чаю, мы начали своё шествие.

Когда мы покупали тур, девушка в агенстве описала его примерно как "пикничок в горной местности",  на деле же всё оказалось совсем наоборот - перепады высот с рюкзаком солидного веса(я не взвешивал, но честно скажу - мне хватило, я бы даже некоторые вещи выкинул нахрен, если бы они не представляли ценность).
Двигаясь по местности с непривычным(для человека, живущего на равнине) рельефом , я смотрел по сторонам, видел приближающиеся горы с заснеженными вершинами и склонами, наблюдал под ногами каменистую почву...но так и не мог заставить себя осознать, что я за тысячу километров от дома - понимание пришло позже, как-то само собой, незаметно.
Нагрузка плавно повышалась - следом за крутым спуском начался снежник. Снег в июле меня сначала очень порадовал, но минут через 15 движения по такому покрытию, я подумал, что камни мне всё же нравятся больше. Двигаясь вдоль горного ручья Поачвумйок(попробуйте выговорить с первого раза :)), который периодически скрывался под снегом, мы подобрались к ущелью Рамзая, сделали привал на перекус и начали движение к перевалу.

Мой первый в жизни перевал(и ущелье в одном лице) запомнился мне жестким ветерком - широкий каменный коридор, с высоченными стенами. Подъём на Рамзая был одним из самых простых(как мне показалось). Там мы взяли геокэшинговый тайник. Собирались взять другие, но что-то как-то не сложилось.
После Рамзая спустились к реке Малая Белая и далее(до конца дня) шли по относительно ровной поверхности. Красивейшее зрелище - наблюдать, как из ручьёв собирается гремящяя горная река. Кстати, эти самые ручьи(некоторые из которых я бы скорее назвал маленькими реками) мы периодически пересекали все 8 дней - на некоторых из них люди набирали в обувь воды.
Воткнув палатку, разложившись, поужинав, мы начали процесс знакомства - в лучших традициях пионер-лагерей(мне почему-то так кажется, хоть я там и не был ни разу :)) - передавая "факел" по кругу, рассказывали о себе необходимый минимум, параллельно запоминая всё, что говорят предыдущие(таковы были правила :)). Идея(поступившая от инструкторов) была крайне удачной - даже со своим хроническим кретинизмом, я за считанные минуты запомнил имена и некоторые подробности о собравшихся.

На камнях

У девушек с собой была гитара - пара-тройка песен моментально запала мне в душу - через пару дней я даже напевал себе под нос одну из них. 🙂 А еще, Аня оказалась первым человеком из числа моих знакомых, кто исполняет Чижовское "Рождён, чтобы бежать". В общем - музыка это прекрасно. 🙂 Душевно посидев у костра, мы разлеглись "по матрёшкам"(не обращайте внимания, это такая фирменная фраза :)) - в 8:30 ожидался подъём.
Кстати, еще один очень интересный момент - с мая до середины июля в Хибинах длится полярный день. То есть ночи нет - совсем. При отсутствии часов можно досидеть до утра и быть в полной уверенности, что ночь сейчас часов 11 вечера. 🙂
А еще - про ужины/обеды/завтраки - пищу я потреблял в каких-то аномальных количествах - жрать(именно жрать, не есть) хотелось очень сильно, но только во время завтраков/обедов/ужинов, что характерно. 🙂

Ручей

Утром, по расписанию отряд поднялся, поел, лениво собрался(я по крайней мере) и отправился дальше в путь. Перевалов на тот день запланировано не было, но километраж оставался внушительным. В плюс к этому, тропа ведущая вдоль Малой Белой(река такая) проходила непредсказуемым образом - постоянно шла то вверх, то вниз, хотя мне показалось, что можно было бы прорваться с сохранением одной высоты.
Как раз во второй день группа условно разделилась на "быстрых" и "не очень" - кто-то постоянно чесал впереди с солидным отрывом, а кто-то - шел сзади с солидным отставанием. Пораскинув мозгами, я решил, что торопиться мне некуда и шел в хвостовой части. Там же шли Кирилл и Лена - два замечательных человечка из Ярославля - в последующие дни мы никуда не торопились вместе. 🙂 Да и в целом, я считаю, что с участниками похода очень повезло.

Попутно мы встретили несколько останков водопровода(непонятно куда и откуда идущего, правда) и натяжной мост через реку. Финальный же отрезок пути(читай - последнюю треть) шли по дороге, которая постоянно переплеталась с ЛЭП. Так же в этот день был первый(из двух) мокрых переходов в брод - посмотрев сложность переправы(точнее - на то, как некоторые из впереди идущих по неосторожности замочились), я решил пожертвовать вторым комплектом(слава равным тапко-кедам! :)) обуви и не напрягаясь пересек ручей Медвежий.
Следующий день должен был стать дневкой с радиальным выходом(то есть лагерь стоит на месте, а мы без рюкзаков блуждаем по окрестностям), но до назначенной точки отряд в итоге не дошел, встав на несколько километров раньше - но и этого нам вполне хватило. 🙂 На ужин к прочим вкусностям добавился коньяк. Так же предлагался супер-приз: медицинский спирт, но вроде народ его не заюзал до самого вокзала - там он стал частью ОЧЕНЬ доброго сока. 🙂

Третий день стал для нас маленьким праздником - после короткого перехода, рюкзаки были оставлены в лагере - в радиалку мы шли налегке. Через ущелье с забавным названием Аку-Аку добрались до горного озера. Несколько человек искупалось - я в том числе. Вода ледяная и прозрачная настолько, что сходу не определишь расстояние до дна - когда отплыл от берега, за несколько секунд свело руки и ноги - попытка встать на дно успехом не увенчалась - не достал...пришлось экстренно отплывать обратно :). Далее был водопад, долгий и нудный подъём на небольшое плато, совместное фотографирование, спуск, игра в снежки, изготовление снеговика и неспешное возвращение в лагерь.

К слову о подъёме - в тот день мы взяли(если GPS не врёт) отметку около 800м - даже налегке он давался мне нелегко - километровая высота, взятая через несколько дней далась мне в разы легче. По пути в лагерь отзвонился родителям и узнал, что они едут с дачи - оказывается было воскресенье. Хотя для меня это был просто "день номер 3". 🙂

Снежки

Вопреки всем ожиданиям, 4й день был легким и пролетел незаметно, несмотря на все уверения о том , что "понедельник, 13е" таким быть никак не может. 🙂 Прямо перед лагерем был переход в брод через реку Гольцовка. А на следующий день мы должны были дойти до базы КСС - это такое место, где стоит домик МЧСника, баня и небольшая гостиница. Гостиницу ждали особенно, предполагая, что там можно будет затариться алкоголем. К тому же, после базы КСС шло два дня радиалок - уходили мы оттуда уже только на точку выброски с маршрута.

Там, где дороги впадают в реки

И вот, 5й день...вместо солнечной погоды, утро одарило нас дождём. Да к тому же я, успешно преодалевавший все переправы, глупейшим образом умудрился замочить обе ноги чуть ли не по колено - набирал в поилку(это такая хрень для рюкзака, чтобы можно было пить не останавливаясь) воду, сидя на камне, заскользил и обеими ногами съехал в реку. Дождь поливал нас в течение всего дня - при переходе перевала Южный Чорргор мы и вовсе побывали внутри тучи - точнее, мы в ней стояли. 🙂 А может быть это так туман набежал - не знаю.

Все одетое на тело было абсолютно мокрым, радости это не прибавляло, но и дождь уже не ощущался абсолютно, а вот ветер на перевале - еще как. Шел я опять-таки в хвостовой части группы. Переход был довольно длинным...пива уже не хотелось совсем - вообще казалось, что на следующий день я слягу с зашкаливающей температурой. Всяческие водные препятствия(типа ручьев и луж) тупо игнорировались - двигаясь на автомате, я что-то напевал себе под нос, ради поддержания духа и успокаивал себя тем, что хотя бы рюкзак и камера останутся сухими(хотелось верить, по крайней мере) - слава чехлу и гермо-мешку.
Когда добрался до лагеря, шедшие впереди были обнаружены стоящими плотным кругом под тентом, распивающими коньяк(чтобы хоть как-то греться) и обсуждающими перемещение в гостиницу - некоторые замочили не только надетые вещи, но и содержимое рюкзака. Я же от этой затеи отказался.

После переодевания дела пошли в гору - телу стало сухо и тепло(спасибо девушкам за ужин и Наталье с Хайку за текилу). Посетители гостиницы(которые еще пару раз за вечер к нам приходили) порадовали тем, что в гостинице можно сделать заказ на доставку всего необходимого из города - в список тут же попало некоторое количество алкоголя и всякие прочие вкусности.
Кстати, насчет дождя Аня предупреждала нас заранее - примета есть - "не брейтесь в походе - дождь пойдёт". Когда нас таки накрыло, мы долго пытались понять, кто в этом виноват, но безуспешно - либо человек не успел закончить своё злодеяние, либо наши вообще в этом замешаны не были. 🙂

База КСС

Около базы КСС было много обитаемых стоянок(необитаемых в Хибинах было обнаружено очень много)  - девушки-инструкторы сказали, что тут всегда так - заброска в это место не представляет абсолютно никаких сложностей(дорога от города, проезжабельная на всем, что проходимее газели). Именно там мы впервые за все дни вошли в контакт с соседями - рядом стояли люди с детьми. Да-да, детей я намеренно отделил, т.к. последние вели себя как нелюди 🙂 - (бегали с топорами, орали, etc) - один даже по неосторожности за это поплатился травмой, из-за чего их группа разделилась и часть уехала. Самое смешное, что мальчик Сева позже был встречен на вокзале - я еще Диму пугал тем, что он едет с нами в одном вагоне. 🙂
На следующие два дня были назначены радиалки(при условии хорошей погоды) и посещение бани на базе. Так же, каждый вечер мы получали сюрпризы - в первый - тортики(о, чудо!), во второй - морошковую настойку(вкуснейшая вещь, только в Мск не нашлось пока).

Здесь лапы у ели дрожат на ветру...

Шестой день был разгрузочным - посетив водопад, который находится в паре километров от базы, мы вернулись в лагерь и стали дожидатся доставки провизии. Часть группы побывала в бане, я(и некоторые единомышленники) пожелали остаться грязными. Аня(не инструктор, другая :)) и Катя изготовивили глинтвейн(эх, Корнилов, как же я твой глинтопортвейн вспоминал в тот момент, ты бы только знал :)), предварительно было распробовано привезенное пиво, а следом в ход пошли настойки. Вечер выдался умеренно-алкогольным, с песнями, но без плясок. 🙂

А потом пришел час расплаты. 🙂 Шучу, конечно - просто в предпоследний день мы пошли в большую радиалку, вобравшую в себя то, что не было сделано в предыдущий: два перевала, длинные переходы, в промежутках - озеро Академическое. Попутно была взята километровая высота. Удивительно, но по ощущениям - далась она мне значительно легче предыдущих подъёмов(правда наверно потому, что рюкзака на спине не было :)). На одном из перевалов наблюдал памятную табличку - кого-то накрыло лавиной. Запомнилась фраза "Друзья не умирают, они перестают быть рядом" - жизненно-правильная, как мне кажется.

Внизу не встретишь, как ни тянись...

Здесь же мы официально разделились на быструю и медленную группу - наверно это стоило сделать еще во второй день, а может быть просто хвост начал так отчаянно тормозить только в тот момент. К тому моменту моё самоубеждение "мне спешить некуда"(даже на обед :)) настолько окрепло, что я и вовсе перешел на лениво-прогулочный шаг - в хорошей то компании, почему нет?
Наш последний совместный вечер прошел в добивании алкоголя и адской попыткой сыграть в мафию - отыграли несколько раз, вышло очень забавно...хотя мне показалось, что народ до конца не проникся.

На завершающем участке небо снова начало хмуриться, да и без того настрой был не слишком весёлым - всё хорошее имеет свойство кончаться. Да и рассказывать тут особо нечего, наверно - переход, перекус возле перевала(самого низкого, и оттого незаметного), трансфер в Апатиты, закупки в местном супермаркете и прощание. Ах, да - перед этим нам выдали дипломы участников - мол, "Рассел, ты хоть и работал якорем 8 дней, но всё равно молодец". 🙂 Если без шуток - было очень приятно.
Обратно ехали впятером - Дима и Света ехали через Москву в Ижевск, а Кеша и так в Мск живёт. Правда, были и два крайне приятных сюрприза - Аня, доставившая нам к поезду морошковую настойку, пока мы стояли в Петрозаводске(заказал по прайсу, но вроде оговаривалось, что другой человек привезёт), а после - встретившие нас на вокзале Кирилл и Лена - они тоже ждали своего поезда, решив напоследок пересечься с нами.
А еще, в поезде, после многочисленных рассказов Кеши, я решил, что в августе возьму второй отпуск и смотаюсь еще куда-нибудь на недельку другую. Пока в топе возможных вариантов прочно закрепилась Карелия.

Вокзал города Апатиты

Итоги:
Из всего, произошедшего со мной за эти 10 дней, я жалею только об одном - жаль, что всё так быстро закончилось - дни, которые от нагрузок казались долгими, на вокзале вдруг показались несколькими мгновениями. И если бы мне предложили развернуться - я бы не думая так и поступил. Все прошло крайне удачно - отличный машрут, проложенный по красивейшим местам, компания, с которой совсем не хотелось прощаться - хочется верить, что мы еще все соберемся, как бы малореально это не было.
Эти 8 дней(к поезду это не относится) прошли как-то непривычно спокойно...в балансе каком-то, что ли, не знаю - даже в голове крутились совершенно другие вещи, нежели в Москве, а всякие привезенные из столицы проблемные мысли сами собой раскладывались по полочкам. Вот.
Кстати о Москве - встать костью в горле она успела еще раньше, чем я вышел с вокзала - в пути вообще о ней не вспоминал, разве что о некоторых товарищах, её населяющих - временами очень хотелось, чтобы они это увидели и почувствовали - не слоем с матрицы цифровика, а живьём. Хотя, тут каждому своё - мама, например, увидев фотки сказала "камни одни, как вы там жили?" . Ладно, не будем о грустном 🙂

Направления

Немного технических моментов, напоследок:
Снаряга отработала на все 100 - палатка осталась сухой(ездил со своей), рюкзак после регулировок(половину маршрута как последний идиот шел со слишком "удлиненной" спинкой) лёг на спину как влитой, GPS в целом отработал качественно - да, трек местами рваный, но большей частью это мои косяки. Пожаловаться могу наверно только на свежекупленный ботинки ASOLO(поехал шев на носу), но судя по количеству оставленной на маршруте обуве(не нашей группой - до нас) - я еще легко отделался. 🙂 Где-то недалеко от Аку-Аку осталась лежать моя подстилка под задницу - очень не хватало её впоследствии. 🙂

И немного статистики:
1. Суммарный километраж - около 130 км: ~20 км + 21,23 км + ~15 км + 12,43 км + 14,57 км + 4,18 км + 22,94 км + 18,25 км.
2. Высшие точки(по дням):  754 м,  364 м, 797 м, 698 м, 850 м, 341 м, 1036 м, 475 м
3. GPS-трек(провалы до минуса на графике высоты - косяк OziExplorera): На GPSies.com
4. GPS
ка вместе с камерой сожрали за 8 дней 30 пальчиковых баттареек(камера еще успела сожрать 2 родных аккумулятора).

Ну и еще 10 фоток:

P.S. (здесь могла быть ваша реклама) - тур был организован компанией Стелла, назывался "Хибинский вояж". Если захотите повторить - практически уверен, что не пожалеете.