В гостях у песчаных великанов: карьерные экскаваторы в окрестностях Воскресенска.

Вообще, я как-то в последнее время не пишу отчетиков с выходных, но про это место, имхо, стоит рассказать более развернуто, чем подписью к фоткам в Instagram`e. С детства испытываю интерес ко всякой подъемно-копательной технике: стройка за окном была интересней мультиков, а экскаватор, собранный в детстве из советского конструктора до сих пор прочно держится в памяти.

Про то, что под Воскресенском есть абзетцеры — огромные многоковшевые экскаваторы, я узнал лет 10 назад, но поездка все как-то не складывалась. За это время два абзетцера Bukau ES-400-20/8 были порезаны на металлолом, но оставшийся(насколько я знаю — самый младший) — Takraf ERs-710 все еще трудится.

В целом, явки/пароли уже многократно были озвучены в интернете, так что я не буду повторяться. В карьер ведет как минимум две дороги — одна через парадный въезд, другая — огородами. Изначально я планировал потестировать на местности лебедку, но в итоге мы потеряли лишний час в пробках, нас ждали друзья, поэтому решил ехать напрямки. Дорога через ворота проезжабельная для любой техники, если какие-то проблемы и возникнут, то уже в самом карьере — но и там нужно сильно постараться, чтобы сесть. Хотя, карьер постоянно меняется и эта информация может быстро устареть.

Первым нас встречает путеукладчик. Песок из карьера вывозится на поезде, по мере необходимости экскаваторы двигаются и путь — вместе с ними.

Далее по курсу — шагающий экскаватор ЭШ-11/70. Первое число в модели означает объем ковша(в кубах), второе — длину стрелы, вес — около 700 тонн. ЭШ стоит на левой стороне путей и ассистирует Такрафу, снимая верхний слой грунта. Длины его стрелы хватает на то, чтобы вывалить ковш на противоположную от него сторону путей — благодаря этому отработанная территория выглядит не как огроменный пустырь, а вполне себе зарастает(в одном из отчетов говорилось, что позже закрытые карьеры рекультивируются и засеваются соснами). Нижняя часть экскаватора — огромный диск, на котором он вращается с внушительной для своих габаритов скоростью.

Переходим к причине нашего визита — Takraf ERs-710 — ленточному экскаватору Для понимания масштабов — гусеница выше человеческого роста, а сам он по высоте примерно с пятиэтажку и весит 1800 тонн. У него две стрелы — одна, с 38(по другим данным — 44) ковшами объемом 710 литров, опущенная в карьер, вторая, ленточная, висит над путями для погрузки в вагоны. Поезд из 15 вагонов загружается минут за 15, все остальное время абзетцер спит.

Да, оба экскаватора — электрические и питаются от прикопанной в кустах розетки трансформаторной будки. В интернетах пишут, что для их нужд работает отдельная подстанция.

Нам повезло увидеть эту махину в работе — вскоре приехал поезд и Такраф ожил. Принцип действия таков: абзетцер снимает вокруг себя песок, вращая нижней стрелой с двигающимися ковшами, на промежуточном уровне фильтрует лишнее(типа бревен) и по второй стреле отправляет добытое в поезд. В случае необходимости стрелы опускаются/поднимаются с помощью системы лебедок. Каждой стрелой управляет отдельный оператор, стрела с ковшами — гибкая, помимо угла может менять форму.

На этом наше время истекло и мы отправились обратно. Очень крутое и атмосферное место — одно из лучших, которые я видел в окрестностях Москвы — всячески советую к посещению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *